Камнерезное искусство. Каменный век

Итак, начинаем цикл статей о камнерезном искусстве: появлению, развитию и проблематике. Первым делом, необходимо договориться о понятиях и определениях - обязательное условие для исследования, пусть даже любительского. Трудность здесь заключается в том, что в разные исторические периоды понятие "камнерезное искусство" имело свои нюансы, свои коннотации. Например, ученые не знают о мотивах первобытного человека в эпоху раннего и среднего палеолита. Почему взялся за резец и стал ваять нерациональные предметы? Зачем нужна скульптура из камня и т.д.? Можно только догадываться и строить умозаключения.

Поэтому предлагаем поэтапно пройти сквозь исторические эпохи и посмотреть как развивалось камнерезное искусство и понимание человека о нем, рассмотрим мотивы, затронем быт и мышление. Для каждой эпохи дадим конкретное определение камнерезного искусства.

Общим определением для камнерезного искусства будет - целенаправленное изготовление предметов не утилитарного назначения из натурального камня и украшение художественными элементами не практического назначения предметов утилитарных.

Каменный век

2 млн. - 4 тыс. лет до н.э. В этот период входят такие исторические эпохи как: палеолит, мезолит, неолит и энеолит.

С камнем человечество познакомилось на заре своей истории, это знакомство легло в основу первой революции в развитии вида homo. В данном случае, революция - появление материальной культуры, т.е. наш предок перешел из стадии собирателя к присваивающему хозяйству с использованием орудий труда.

Первые homo достаточно рано научились делать орудия труда из кости, дерева и камня, но быстро сообразили, что камень наиболее  прочный и долговечный материал. Поэтому преобладание в археологических находках каменных орудий вполне понятно. В какой-то момент, первобытного человека перестало удовлетворять, что он мог виртуозно создавать предметы быта из камня, ему захотелось чего-то более… Так появляются зачатки камнерезного искусства.

Не секрет, что на этом этапе у нашего вида быстро растет объем и качество мозга, а чуть ранее он уже перешагнул мозговой рубикон*. И это напрямую повлияло на появление абстрактного мышления и тяги первобытных мастеров по камню к искусству. Здесь не будем подробно останавливаться на  развитии человеческого вида, об этом написано большое количество полезных материалов. Наша задача исследовать развитие камнерезного искусства.

Пора дать определение камнерезного искусства для этой исторической эпохи:

Камнерезное искусство - осмысленное изготовление предметов из натурального камня, когда уровень абстрактного мышления позволяет человеку отождествлять живую природу в неживом материале.

Проще говоря, мышления человеку уже хватало, чтобы он мог перенести в материал, все что видел вокруг, что его волновало, о чем он размышлял. Впервые появляются предметы, которые напрямую не являются орудиями труда. Удивительно, но у охотников и собирателей было свободное время, когда они могли посвятить себя этому занятию, l’art pour l’art можно сказать.

Этот момент качественного изменения в сознании и мышлении человека, сопоставим по своему значению с тем моментом в истории, когда наш предок впервые начал использовать орудия труда.

Первым делом homo осмыслял живую природу и все что его окружало. Сформировались первые сюжеты: птицы, звери и человек. 

Фигурка утки из бивня мамонта. Холе-Фелс, Германия. Возраст работы — 31-33 тысячи лет
Зубр, лижущий укус насекомого. Кость. Абри-де-ла-Мадлен, Франция. Возраст изделия — около 15 тысяч лет
Венера из Холе-Фелс из бивня мамонта. Германия. Возраст 38 - 33 тыс. лет до н.э.

Как видно на изображениях выше, дела у первобытного человека с резьбой по кости обстояли очень неплохо. Впечатляет возраст изделий, проработка деталей и композиция. Попробуем провести параллель с камнерезными изделиями.

Фигурка барана. Тель-Моза близ Иерусалима. Возраст 9 - 9,5тыс. лет до н.э.
Вепрь. Известняк. Абри де Кап Блан, Франция. Возраст изделия — около 14 тысяч лет
Виллендорфская Венера из известняка. Австрия. Возраст 28 - 25 тыс. лет до н.э.

Как видим, что и с резьбой по камню тоже всё в порядке. Присутствует и детализация и богатство сюжетов, к которым обращался древний художник.

Растет палитра материалов, из которых делаются фигурки: бивень мамонта, кость, примитивная керамика, известняк, халцедоны, мергель. Появляется разнообразие техник, в которых работал первобытный художник: орнаменталистика,  плоский рельеф (петроглифы), скульптура, мегалиты.

На этом видео очень интересно показана эволюция мастерства древнего человека в таком сюжете, как женская фигура.

Продолжение следует ...


* Мозговой рубикон -в палеонтологии это минимальная черепная емкость, необходимая для того, чтобы образец был классифицирован как определенный род. Шотландский антрополог сэр Артур Кит установил предел в 750 куб. см для рода Homo. Минимальная черепная емкость для вида Homo sapiens обычно устанавливается на уровне 900.